Сергей Юрьевич, как давно существует АО “Мостком”? Как вообще в головах нескольких людей появилась идея раскрутки такого типа связи?

Вам правда интересно?

Конечно!

Даже не знаю, с чего начать. Если стартовать издалека, “идея” возникла в июне 1959 г., с подписанием приказа об основании НИИ ГРП “Плазма”. В числе отцов-основателей этого учреждения были мои родители, и, уж не знаю, совпадение или нет, но в этом году родился я . Естественно, свою работу после окончания учёбы я начал там и там же впервые состоялось знакомство с лазерами. На “Плазме” пробыл до начала 90-х, примерно в это же время познакомился с Сергеем Широбакиным, с которым и начались первые экспортные операции. Примерно в то же время я переквалифицировался в ведущего экономиста. Тогда появились модные бизнес-планы, и наша компания тогда приобрела программу “Project Export” по расчёту финасовых потоков. Вместе с ещё одним Сергеем, только теперь уже Кузнецовым, разобрались в её работе и процесс пошёл. Затем на горизонте возник Государственный Рязанский Приборный завод, мы для него подготовили ряд бизнес-планов, в ходе чего состялось наше знакомство с техническим директором ГРПЗ, Юрием Зеленюком.
А в 97 году, когда был короткий переыв между заказами на бизнес-планы, мы как-то сидели с Сергеем Широбакиным на лавочке, курили “Беломор” и вдруг он, как бы между прочим, говорит: “А не заняться ли нам нашими любимыми лазерами?”. Незадолго до этого он познакомился с новосибирскими учёными, которые ему рассказали о перспективах этой технологии и вдохновили его таким образом. На тот момент себестоимость одной линии была примерно 20$. Я с этим предложением пришёл к Зеленюку, он подготовил проект “Телефонизация Рязанской области на основе услуг ГРПЗ” и мы начали подготовку первого прототипа. Отмечу, что изготавливали мы девайс, не имея понятия о базовых концепциях, наобум лазаря, так сказать. Потом к нам присоединился Алексей Паршин, мастер создания всего из ничего, и у нас получилось нечто – два чёрных ящика в одной был лазер и магнитофон, в другом усилитель. Демонстрация прошла на ура! Мы настроили линию, нажали кнопку – магнитофон заиграл, руку поставили – музыка остановилась, руку убрали – опять заиграл!

Потрясающая презентация!

Да мы и слова не знали такого! Несмотря на её успех, по разным причинам решение об изготовлении серии было отложено до марта 1998 г. Я даже помню день подписания – 10 апреля 1998 г. А дальше? Мы засели у меня дома и начали делать расчёты, исписали три теради по 48 листов.

Чьи наработки использовали, отечественные или зарубежные?

Свои собственные! Мы были уверены, что такой проект первый на планете и что до нас никто не додумался до такого.
Катастрофа была близко во время дефолта 1998 г. Спасибо Зеленюку, тем, что мы перевели расчёты в доллары, он спас наш проект. Ни о каких рисках мы не думали, это был один сплошной драйв! В ноябре запустилось производство, начали печать плат. Весной 1999 г. вышел первый серийный образец, а в мае мы поехали с ним на выставку “Экспокомм”. Выглядел он специфически – жёлтая бочка, четыре передатчика, один приёмник… Забавно, что когда подходили к нам и спрашивали, “А какой тут интерфейс ?”, мы гордо отвечали “Он нам не нужен, всё, что вы посылаете на этой стороне, вы получаете на той!” Молодые и наивные, что тут скажешь. А в 2000 г. мы сконструировали вторую модель и назвали её “МОСТ 100\500”.

Как появилось название МОСТ?

Придумал его один из наших инженеров, Ивчук! Многоцелдевая оптическая система для телекоммуникации. 100\500 – 100 Mбит\с on 500 м. По тем временам цифры были значительные. Пару-тройку контрактов с ГРПЗ мы реализовали на основе этой модели…

Можете вспомнить, кто был первым покупателем?

Компания из подмосковных Мытищ, это был аппарат Е1, и было это в начале нулевых.


2001 год – мы заключили ещё один контракт с ГРПЗ, нашли хорошего инвестора и в начале этого года “Мостком” начал существовать как компания. 

Название МОСТКОМ – это по названию модели МОСТ?

Ну да, МОСТ – понятно и КОМ – коммуникации.

Сколько клиентов уже на тот момент было?

Не помню, честно говоря. Я же разработчик и вопрос клиентов так сильно меня никогда не трогал. Самое главное  – создавать что-то хорошее и полезное, если это продаётся – ну что ж, хорошо.

Какие основные виды деятельности тогда вела компания?

с Три основных – разработка линий, тех.поддержка, устранение неисправностей. Потом был большой заказ на 30 линий от одного из министерств Москвы. Потом ещё заказы и ещё, и к 2005 г. я понял, что принцип FSO мы полностью познали. Как ген.директор я был счастлив – просто сиди и координируй гениев коммерции, техники и развития, направляй энергию в нужное русло!

А где “Мостком” начал свою работу

Ну, тут прекрасный пример пословицы “из грязи в князи”. Сначала это была маленькая комнатка, потом съёмная квартира, затем небольшой офис и вот теперь – трёхэтажное помещение. И ведь это не предел!

Когда начались поставки за рубеж?

Насколько помню, это был 2003 г. К тому времени у нас уже был веб-сайт. И вдруг раз – запрос из Аргентины! Первая отгрузка проходила совместно с ГРПЗ и я был неприятно удивлён бюрократическими процессами, проходящими параллельно. Говорилось что-то о повышенном качестве, индивидуальных метках, что-то ещё… ужас просто. Разрешение на экспорт мы получали полгода, но в итоге линия таки отправилась по адресу. Потом посыпались заказы из США, Израиля, Германии, Южной Кореи! Что ни месяц, то новая делегация!

Когда вы поняли, что стационарные линии – не предел?

Думаю, с приходом WI-FI технологий и иже с ними … Не нужно стало связываться с системой стабилизации, другими сложностями. Так что вот эти технологии нанесли чувствительный удар по FSO.

А как появилась мысль о космических и подводных терминалах?

После одной из московских конференций, где довелось побеседовать об этом с внуком Корнея Чуковского. Примерно тогда же мы начали разработку мобильных терминалов для поездов в метро…

… затем возникло Сколково?

Вот да, примерно тогда. Первый проект мы подготовили ещё в 2010 г. Первый проект с моделью М2 у нас не пошёл по критерию отсутствия рынка, а вот проект с терминалами для спутников был принят на ура и с 2014 г. мы ведём его интенсивную разработку.

Так же как в 90? Первые в мире?

Нет, на этот раз это было горе от ума. Мы поняли, что мы в мире не единственные, но мы хотя бы знаем, как сделать это лучше всех.
Вопрос рынка был важен – кому нужны гигабайты в космосе? А пучки лазера – узкие, попробуй попади им в цель в космосе! Потом мы как-то напали на проект спутниковой группировки и подумали : “Вот оно!”

Что дальше? Разработка нового, улучшение старого или всё сразу?

Главная стратегическая цель – сделать АО “Мостком” вечной компанией. Как Philips, Siemens и иже с ними. Это цель моей жизни – сердце компании должно биться, даже если остановится моё

Сообразно ей можно выделить три тактических цели. Первая достроить завод в Чехии по производству стационарных терминалов. Вторая – завершить разработку комсических терминалов. Идея потрясающая и я всем сердцем в неё верю. Не правда ли здорово, когда ты в любую секунду можешь получить распечатку с любой точки мира? Третья цель – мобильные терминалы, здесь мы в поиске инвесторов и партнёров, как в России, Так и за рубежом. We still looking for the partners both in Russia and abroad. Что касается подводных терминалов – посмотрим, как оно пойдёт. Среда более сложная, но если найдётся учёный, талант, безумец, который скажет, что это будет работать – мы поможем. В конце концов для идей всего человечества и целого мира мало!

Искренне ваш,

Сергей Поляков